Прошлое и настоящее современных кроссовок

Сейчас, часто можно увидеть, что некоторые кроссовки стоят от 200 рублей, притом самых рядовых линий и стоящие на соседней полке кроссовки из той же линии и выглядящие почти идентично на первый взгляд стоят раза в два дешевле. Большинство из них предназначено для коллекционеров собирающих кроссовки, все это давно отделилось в свою собственную культуру обозначаемую как «sneaker culture» возникшую в 70-х годах. Теперь выпускаются кроссовки, предназначенные специально для определенного вида спорта, определенной раскраски и даже выпущенные специально для какого-нибудь города.

 

Все это началось в 1892 году, когда Американская Резиновая Компания удобную резиновую обувь с верхом из ткани, которая получила название «кеды» («keds»). К 1917 году эта обувь поступила в массовое производство. Они получили название «сникеры», потому что, человек, носящий их шёл так тихо, что мог подкрасться к кому угодно. В том же году, Маркуз Конверс выпустил первую пару обуви, сделанную только для баскетбола, названную Converse All-Stars. В 1923 году звезда баскетбола штата Индиана по имени Чак Тэйлор одобрил кроссовки, и они стали известны как Chuck Taylor All-Stars. Это наиболее распространенные и продаваемые баскетбольные кроссовки всех времен до сих пор.

 

В течение первой половины XX века спортивную обувь носили главным образом для занятий спортом. Но в пятидесятых годах они начали приобретать большую популярность в более широких кругах. Этому способствовал кинематограф, в частности вышедший в то время фильм с Джеймсом Дином «Бунтарь без идеала» (англ. «Rebel Without a Cause»)

 

Все это оставалось не слишком заметным до 70-х годов, когда появилась и набрала популярность хип-хоп группа “Run DMC” образ которой непременно ассоциировался с белыми баскетбольными кроссовками “Adidas Superstar” в честь, которой они даже посвятили песню во многом определившей всю дальнейшую судьбу «сникер культуры».

 

Но продажи кроссовок буквально взлетели в 1984 году, когда Майкл Джордан (известнейший американский баскетболист) подписал контракт с Nike, чтобы носить кроссовки, названные Air-Jordans. Даже после того, как Джордан ушёл из NBA, продажи его кроссовок оставались на неизменно высоком уровне. Во многом это и дало толчок к дальнейшему развитию «сникер культуры». Когда компании, такие как Nike и Reebok, стали конкурировать, они начали изменять вид кроссовок, добавлять цвета и убирать шнурки. Все это дало толчок к ситуации, которую мы видим сегодня, кроссовки начали производиться для каждого вида спорта (включая ходьбу), скейтбординга и универсального тренинга. Теперь выпуск новых моделей постоянно сопровождается сотрудничеством компаний-производителей с известными художниками, графическими дизайнерами, рок-группами.

Массовость этого явления можно увидеть во многих ставших сейчас культовыми фильмах 80-х, когда такие режиссеры как Стивен Спилберг начали использовать кроссовки как неизменный атрибут эпохи (трилогия «Назад в будущее») так и чуть ранее, например в вышеупомянутом «Бунтаре без идеала». В 2005-м году был снят документальный фильм “Just for Kicks” о развитии и общем феномене сникер культуры.

 

Но чаще всего все происходит наоборот, выпускаются кроссовки, посвященные определенному фильму, режиссеру, мультфильму и т.д. Так существуют бесчисленные Nike выпущенные в честь «Симпсонов», несколько моделей Air Jordan выпускаемые на каждый юбилей фильма «Do The Right Thing». Наиболее известной моделью является именные кроссовки известного баскетболиста Коби Брайанта выглядящие и рекламируемые как кроссовки Марти Макфлая из фильма «Назад в будущее».